«Гостиница МКС» и лунный туризм: какие российские проекты опередят время

Знaмeнитaя МКС – Мeждунaрoднaя кoсмичeскaя стaнция, вoзмoжнo, дoживaeт пoслeдниe гoды в свoeм нынeшнeм виде. Как сообщил в интервью РИА Новости генеральный директор ракетно-космической корпорации «Энергия» Владимир Солнцев, в настоящее время уже сформулированы предложения по новому объекту, создаваемому в рамках проекта российской орбитальной станции. Ее развертывание в космическом пространстве планируется на 2024 год, при этом, что интересно, составными частями новой станции могут стать некоторые невыработавшие свой ресурс модули МКС.


 


Однако уже точно известно, что «ветераны» станции – функционально-грузовой блок «Заря» и  служебный модуль «Звезда» – скорее всего, прекратят свое существование: оба к моменту планируемого ввода в строй новой станции отметят четвертьвековой юбилей своей работы на орбите. 


 


Станет ли МКС историей и не будет ли она столь же печальной, как некогда история знаменитого «Мира» – этот вопрос задают сегодня себе как эксперты в области космоса, так и просто те, кто интересуется космической тематикой.


 



 


100 тысяч витков: полет нормальный


 


Пилотируемая орбитальная станция, используемая как многоцелевой космический исследовательский комплекс – так позиционируется МКС среди всех 14 стран, участвующих в проекте. Напомним, этой темой занимаются США, Россия, Япония, Канада, а также входящие в Европейское космическое агентство Бельгия, Германия, Дания, Испания, Италия, Нидерланды, Норвегия, Франция, Швейцария и Швеция. Старт первого модуля (им оказалась уже упомянутая российская «Заря») состоялся в 1998 году, хотя сама программа появилась гораздо раньше – в 1984-м, став идеей американцев. Однако именно наша сторона вдохнула в МКС жизнь, вложив в проект не только значительные силы и средства, но и главное – человеческий ресурс.


 


В прошлом году станция совершила свой  юбилейный, 100-тысячный виток вокруг Земли. Уникальные эксперименты, проведенные на ее на борту, охватывают самые разные области науки – от физики до биологии. Сегодня МКС – это 14 основных модулей, из которых пять российских, семь американских и по одному европейскому и японскому. Всего за время работы станции  на ее борту побывали 224 космонавта, а также семь космических туристов.


 



 


Будущее МКС, безусловно, волнует многих. Гендиректор государственной корпорации по космической деятельности «Роскосмос» Игорь Комаров убежден в необходимости продолжения совместной эксплуатации станции и кооперации в этой связи с партнерами. «После 2020–2021 годов у нас будет возможность отделения от МКС некоторых модулей для формирования собственной российской национальной орбитальной станции», – отметил он в интервью российским СМИ, добавив при этом: «хотя с точки зрения и экономики, и научных исследований это как раз тот вариант, которого лучше было бы избежать».


 


По мнению главы Роскосмоса, работа МКС в сотрудничестве с другими сторонами позволила бы как сократить расходы  на содержание станции, так и расширить спектр проводимых на ее борту экспериментов. Причем, по информации Игоря Комарова, этот вопрос уже проработан и достигнуты договоренности  о совместном использовании оборудования и обмене результатами экспериментов.


 



 


МКС как «база подскока»


 


Еще раз серьезно взглянуть на перспективы дальнейшего использования МКС предлагает корифей отечественной космической науки и практики, человек, первым побывавший в открытом космосе, летчик-космонавт дважды Герой Советского Союза генерал-майор Алексей Леонов. Он обращает внимание на следующее обстоятельство: сегодня для исследования Вселенной требуется корабль, не только востребованный для работы на околоземных орбитах, но и необходимый для обеспечения будущих полетов на Луну и к Марсу.


 


Кроме того, как отмечает Алексей Леонов, МКС может стать базой для эксплуатации космических объектов, находящихся на удалении от орбитального комплекса. «Это будет что-то вроде космической гостиницы, рядом с которой на расстоянии короткого перелета будут располагаться производства, скажем, уникальных медикаментов, кристаллов или металлов совершенно новых качеств. Туда можно будет на короткое время летать, забирать продукцию или что-то ремонтировать», – считает Алексей Леонов.


 


Алексей Леонов знает, что официально срок эксплуатации МКС ограничен 2024 годом. Однако… «Я думаю, что и дальше станция будет», – полагает знаменитый космонавт, отводя пока МКС еще не меньше двух лет работы – до 2026 года.


 



 


До Луны и обратно


 


Планы по реновации МКС и формированию облика новой российской орбитальной станции – не единственная новация в отечественных космических программах. Тот же глава РКК «Энергия» Владимир Солнцев отмечает, что уже есть идея представить на международный рынок  услугу по предоставлению… коммерческих туров вокруг Луны! На орбиту в этом случае будут выводиться два блока – один основной, другой разгонный. После стыковки и за счет полученного импульса один из блоков как раз и обеспечит пролет вокруг спутника Земли.


 


По информации Владимира Солнцева, РКК «Энергия» совместно с партнерами уже ведет работу по определению облика необходимой для «лунных» запусков ракеты-носителя сверхтяжелого класса и стартового комплекса под данные пуски. Не исключено, что речь может идти о серии многоместных пилотируемых транспортных кораблей «Федерация». Он предназначен для доставки людей и грузов на находящиеся на околоземной орбите орбитальные станции,  а также – внимание – для обеспечения полетов на полярную и экваториальную орбиту Луны и посадки на нее.


 



 


Известно, что максимальный экипаж нового корабля составит шесть человек (при полетах к Луне – до четырех), а масса доставляемого на орбиту груза уложится в 500 килограммов. В режиме автономного полета корабль сможет находиться до 30 суток, а при полете в составе орбитальной станции – до одного года. По некоторым сведениям, окончание изготовления летного образца «Федерации» намечено на 2020 год, а первый полет к Луне и облет спутника нашей планеты (правда, пока только в беспилотном режиме) планируется в 2026 году.


 


По мнению вице-премьера правительства России Дмитрия Рогозина, несмотря на необходимость экономии и жесткой расстановки приоритетов в космической сфере, освоение Луны, в том числе создание там постоянно действующей научной станции, является интересной задачей для отечественной космической отрасли. «Нужен технологический прорыв, надо создавать сверхтяжелую ракету, орбитальный модуль на лунной орбите, многоразовый спускаемый аппарат, – отмечает вице-премьер. – Это серьезная задача, которая будет нами решаться не столько потому, что нам нужна лунная станция, а потому, что нам нужны большие технологические возможности в космосе».


 


Автор: Дмитрий Сергеев

Фото: РКК «Энергия» РОСКОСМОС